Ни мяса, ни субсидий
Сельхозпроизводители в регионах подают сигнал бедствия: кредиты неподъемные, расходы растут, продукции все меньше
Мало кто заметил, но конец 2015-го – начало 2016 года отмечается небывалым всплеском сигналов бедствий отечественных сельхозпроизводителей. Региональные импортозаместители буквально наперебой отбивают SOS в Москву – то в виде коллективных писем, то в форме эмоциональных заявлений, то через комментарии в СМИ. Колокола российских аграриев звонят по одной и той же общей для всех проблеме: непомерный рост кредитов, отсутствие доступа к субсидиям, и, как следствие, — спад производства, сокращение продукции, перспектива разорения и голода. Так, отгуляв новогодние праздники, аграрии Приморья обратились с письмом к президенту РФ: сельское хозяйство дальневосточного региона – на грани катастрофы! Дальневосточные производители заявляют о резком росте стоимости ресурсов при одновременном сокращении господдержки отрасли, что приводит к банкротствам хозяйств и невозможности продолжать работу по обеспечению населения продовольствием.
Такая же картина – на , казалось бы, еще недавно благополучной Кубани. Депутат Государственной думы от Краснодарского края (фракция «Справедливая Россия») Андрей Руденко в минувшем декабре заявил: снижение расходов на сельское хозяйство – катастрофа для Кубани. «Огромное недоумение вызывает катастрофическое для житницы России снижение расходов на сельскохозяйственный сектор – более чем вдвое. Край готовит себе прямой путь к дефолту, а жителей села, которые и так еле сводят концы с концами, ждет незавидная участь быть массово выброшенными за черту бедности».
Караул кричат и на Урале. Местный фермер и лидер движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко в растиражированном через интернет заявлении сообщает: «Система субсидирования сельских производителей практически не работает. Чиновники придумали сложную схему для того, чтобы большинство сельхозпредприятий не смогли получить субсидии. Для сдачи пакета документов на получение 17 000 рублей субсидии в ООО «Галкинское» пришлось подготовить 200 (двести!) страниц документов. Если не дай бог в 200 страницах документов обнаружится хоть одна ошибка, то хозяйству не выделяют субсидии на возмещение процентной ставки. Каждый месяц мы готовим такие пакеты документов. На минутку — мы крестьяне. Наше дело работать на земле, а не ксерить бумажки в офисе. Ни один рубль из субсидий не идёт на развитие сельского производства, а направляется исключительно на поддержку банковской системы».
До отчаяния доведены сельхозпроизводители Курганской области. Местные власти приготовили своим аграриям «подарок» под Новый год, заявив об отказе поддерживать субсидиями фермерские хозяйства. Разорительную для аграриев инициативу здесь проводят под предлогом инновационного подхода к господдержке селян. Фермерам предложено объединиться в большие кооперативы, с которыми, мол, и будут иметь дело чиновники. Единоличным же хозяйствам, набравшим кредитов, рассчитывать на субсидии уже не придется.
В Республике Алтай занавес субсидий для сельхозпроизводителей хоть и не закрыт, но коррупционная цена на получение господдержки сильно возросла. Как сообщает местный портал 19rus.info, в регионе сложилась система, при которой субсидии алтайским фермерам предоставлялись только при условии дачи взяток чиновникам министерства сельского хозяйства.
Похоже, что ситуацией в конце концов озаботились и в руководстве Минсельхоза РФ. Рапортуя о том, что в прошлом году в регионы на выплату субсидий сельхозпроизводителям было перечислено 172,5 миллиарда рублей, заместитель министра Елена Гангало была вынуждена признать, что эти деньги дошли до адресатов, мягко говоря, не в полном объеме. По словам чиновницы, наиболее низкий процент доведения средств федерального бюджета у Республики Крым — 47 процентов, у Приморского края — 55, Мурманской области — 59, Калужской области — 65, Республики Северная Осетия — Алания — 66, Астраханской области — 66, Владимирской области — 67, у Республики Дагестан — 69 процентов. Правда, представитель Минсельхоза РФ при этом не уточнила, какие объемы «откатов» пришлось заплатить счастливчикам, получившим субсидии. За кадром ее выступления остались и мытарства, которые довелось пройти сельхозпроизводителям для бюрократического оформления господдержки.
Между тем, шума в последнее время наделал публичный отчет о первом опыте сельхозпроизводства известной предпринимательницы, собственника компании «Белый кот» Татьяны Воеводиной, которая взялась развивать два хозяйства в Сальском районе Ростовской области. «Все эти субсидии, о которых сообщается, скорее декларация о намерениях. До «мест» доходит в лучшем случае примерно 1/4 объявленной суммы субсидии, да и то не сразу. Остальное растворяется неведомо где. Главными источниками финансирования остаются Сбербанк и Россельхозбанк. Одно соседнее хозяйство получило кредит под 29 процентов. Помимо высочайших процентов все кредиты должны быть обеспечены залоговой массой в размере 150 процентов, т.е. ты должен предоставить в залог имущество на стоимость в полтора кредита. Банки требуют ещё и перекрёстных поручительств всех компаний, принадлежащих данному владельцу. Они не просто контролируют целевое использование кредита, а требуют ежеквартальной отчётности по всей финансово-хозяйственной деятельности и личного поручительства владельца бизнеса», — делится Воеводина.
Складывается впечатление, что понапрасну распыляются не только немалые бюджетные средства, выделяемые на поддержку аграриев, но так и не доходящие до них в виде долгожданных субсидий. Прахом зачастую оборачиваются и грамотные, толково проработанные указы и распоряжения, направленные на помощь сельскому хозяйству. Взять подписанный президентом РФ еще в конце сентября прошлого года перечень поручений по вопросам развития сельскохозяйственной отрасли. В одном из пунктов документа ставится задача повышения эффективности использования бюджетных ассигнований в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства с возможностью «увеличения размера компенсации с 20 до 35 процентов прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм)». Казалось бы, о такой инициативе властей инвесторам приходилось только мечтать. Вот и директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов высказал уверенность, что «этот фактор позволит сделать инвестиции в отрасль еще более притягательными».
Однако на деле обещанные цифры господдержки оборачиваются очередным пшиком. Во-первых, субсидии за строительство животноводческих ферм обещаны после сдачи объектов и начала работы комплексов. А до этого энтузиастам еще предстоит разжиться в банках кредитами под 30 и больше процентов годовых, понести затраты на проектирование, стройку, закупку оборудования и стада, подключения ферм к коммуникациям. Во-вторых, чтобы после всего этого выскрести компенсацию, предстоит договориться с чиновниками на местах об «откате», который традиционно зашкалит за половину объема субсидии. В итоге окажется, что овчинка не стоит выделки, а грамотно расписанная инициатива федерального центра не в силах изменить негативную тенденцию в регионах. Результат предсказуем: развитие сельскохозяйственного производства не сдвигается с места, мяса и молока больше не становится, продовольственная проблема не решается.