Россия в течение ближайших 5-10 лет может стать ведущими мировым экспортером продовольствия

Россия в течение ближайших 5-10 лет может стать ведущими мировым экспортером продовольствия

«Государство играет во всем мире определяющую роль в развитии АПК, — заявил Андрей Даниленко. — Сейчас именно тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в отрасли и в течении 5–10 лет Россия может стать ведущими мировым экспортером продовольствия и занять на мировом рынке то место, которое заслуживает».

Для этого, по словам Председателя правления Национального союза производителей молока, необходимо решить системные проблемы развития отрасли — логистики, селекции и генетики, земельного вопроса, проблемы высоких темпов роста стоимости ресурсов (процентные ставки по инвесткредитам, ГСМ, удобрения, электричество, стоимость подключения к коммуникациям).

«Импорт продовольствия исчисляется десятками миллиардов долларов, и если за последние 10 лет ситуация с производством зерновых, производством мяса птицы, свинины серьезно улучшилась и можно говорить о приближении к показателям, определенным Доктриной продовольственной безопасности, то по молоку, говядине, овощам, фруктам — ситуация не улучшилась», — заявил Даниленко.
Одной из важнейших проблем отрасли являются высокие процентные ставки, снижающие конкурентоспособность российских сельхозпроизводителей. Ставки даже с учетом субсидирования отличаются в разы, а темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ, минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

«В результате окупаемость проектов в отрасли превышает 5–7 лет, а в ряде подотраслей — производстве молока, овощей — достигает 10–15 лет, — отметил Даниленко. — С учетом непрогнозируемости форм и объемов государственной поддержки, регулярно меняющихся правил игры, отрасль становится малопривлекательной для инвесторов».

Именно поэтому для решения задачи форсированного импортозамещения необходимо кардинально пересмотреть политику государства в отношение агропромышленного комплекса. Необходимо, по мнению СОЮЗМОЛОКО, определить приоритеты с учетом импортозамещения — молоко, мясо (прежде всего, говядина), овощи, фрукты, селекция, генетика, логистика, и сбалансировать бюджет с их учетом приоритетов — ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года.

Также необходимо согласовать бюджет и ключевые показатели с бизнес-сообществом. Он должен быть долгосрочным — на 10–15 лет, так как многие проекты в области АПК имеют срок окупаемости 10 и более лет (молоко, овощи закрытого грунта). Фактически бюджет сегодня принимается на 3 года, а госпрограмма — на 6, что не способствует повышению инвестпривлекательности отрасли.

Бюджетное финансирование должно осуществляться на основе оценки бюджетной эффективности и в контексте международных обязательств России в рамках ВТО. Так предполагаемый объем финансирования уже в ближайшие год-два значительно превысит возможный объем финансирования в рамках взятых на себя Россией обязательств в ВТО. Бюджет не должен быть дефицитным, но должен быть обоснованным. При уровне рентабельности сельского хозяйства в целом около 10% с учетом субсидий, задержка с субсидиями на несколько месяцев может привести к банкротству предприятий и фактической потере средств, которые государство направляло на поддержку предприятия в предыдущие годы.

Председатель правления Национального союза производителей молока также выступил с критикой решения о введении электронной ветсертификации готовой молочной продукции. В условиях кризиса в молочной отрасли внесение изменений в технический регламент на молоко и молочную продукцию, введение электронной ветсертификации готовой молочной продукции создают риски значительного роста издержек и не только подорожания готовой продукции, но и банкротства части предприятий сектора.

Источник: NN.RU
Автор: Алёна Ужова
   

Международный инвестиционный форум «Сочи-2014»

Международный инвестиционный форум «Сочи» – современная площадка для конструктивного диалога бизнеса и власти, созданная при поддержке Правительства Российской Федерации для решения вопросов развития мировой экономики и ее основных тенденций, обсуждения перспектив инвестиционного и инновационного будущего нашей страны, а также для презентации масштабных инвестиционных проектов регионов России.